Приветствую Вас, Прохожий

Фотогалерея
Категории
НАШИ ЛЮДИ [21]
РАЗНОЕ [3]
ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ [33]
ОТДЫХ В ВЯЗНИКОВСКОМ РАЙОНЕ [3]
РЕКЛАМА




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гороскоп
Гидрометцентр России
Форма входа
Логин:
Пароль:
Яндекс.Метрика
 Каталог статей
Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ВЯЗНИКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ В СУЗДАЛЕ
ВЯЗНИКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ В СУЗДАЛЕ

Поиски и находки

Живописцы Палеха, Холуя, Богоявленской слободы - нынешней Мстеры хорошо известны с давних лет. Краеведы. знали, что работали иконописцы и в Вязниках, но до сих пор не было известно ни одного имени, теи более XVII века — времени сооружения Благовещенского собора, самого древнего каменного памятника архитектуры нашего города.

Сегодня можно сказать, что одно имя талантливого вязниковского живописца иашлось: в Государственном историческом музее сохранилась «Черновая поручная запись вязниковцев по иконописце Михаиле Иванове сыне Пономареве о том, что писать ему икоиы добрым мастерским письмом». Поручительство датировано 1674 годом и в сокращении в переводе на современный . русскнй язык гласнт, что вязниковцы, посадские люди поручились за иконописца вязниковца Михаила Ивановича Пономарева в том, он подрядился архиепископом суздальским и юрьевским Стефаном и его казначеем старцем Иосафом Гребенщиковым написать в Суздале в Покровском девичьем монастыре в соборной церкви пояс местных икон.

Далее в поручной записи подробно перечисляется каждый образ и сюжет икон. Так, предписывалось: по правую сторону царских дверей изобразить спаса, сидящнм на престоле, за южными дверями — образ Евфросии Суздальской, а при ней «древа рябиновые» и образы суздальских чудотворцев Евфимия и княгини Софьи.

Расписывать предстояло вязниковцу в Покров ском монастыре мсстные образы по два аршина и два вершка в длину и по полтора аршина в ширину и «ему тех икон вышииы н ширины не убавливать, а писать ему те образы на своих деревьях своими красками и золотом и серебром добрым мастерским пнсьмом».
Здесь же оговариваются интересные детали иконописи второй половины XVII века: венцы рукавов и подолы рнз на образах надо золотить двойным золотом, «пробелы писать красками как ведется, а лица писать охрою доброю, а сурику ни в которых красках не примешивать..., а на дереве под лавкас класть поволоки полотняные на клею».
За работу вязниковскому живописцу обязались уплатить 25 рублей, а если он икон к Троице «добрым мастерским письмом не напишет илн напишет плохим письиом, то его плохое пнсьмо взять безденежно».
Подробно привожу этот документ только что опубликованный в «Памятниках деловой письменности XVII века» поскольку вполне возможно, что автор сохранившейся фрески над порталом вязниковского Благовещенского собора также Михаил Пономарев. В Суздаль приглашались наиболее талантливые иконописцы, а в Вязниках десятилетием позже строился свой величественный храм, и есть все основання полагать, что для его росписи также пригласили ведущего вязниковского живописца второй половины XVII века.

В. ЦЫПЛЁВ.
«М А Я К» 15 февраля 1985 г.
Категория: ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ | Добавил: Рэмович (29.08.2011)
Просмотров: 609 | Теги: иконопись, архив цыплева, 17 век | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Viazniki-Сity.Ru © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz