Приветствую Вас, Прохожий

Фотогалерея
Категории
НАШИ ЛЮДИ [21]
РАЗНОЕ [3]
ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ [33]
ОТДЫХ В ВЯЗНИКОВСКОМ РАЙОНЕ [3]
РЕКЛАМА




Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Гороскоп
Гидрометцентр России
Форма входа
Логин:
Пароль:
Яндекс.Метрика
 Каталог статей
Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

В ЖИЗНЬ - ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ К МАТЕМАТИКЕ
В ЖИЗНЬ – ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ… К МАТЕМАТИКЕ

Михаил Юрьевич Шуба - учитель математики с высшим педагогическим и высшим психологическим образованием. С 1989 года преподает в физико-математических классах по собственной авторской программе. В 1991 году победил в областном и стал лауреатом российского конкурса «Учитель года». Он - инициатор создания в 2004 году районного педагогического клуба «Пеликан», который объединяет победителей и лауреатов конкурса «Учитель года», а с 2006 года – президент и областного клуба «Пеликан».



М.Ю. Шуба - автор книги «Занимательные задачи в обучении математике» (Москва, Просвещение, 1994). Его статья «Изобретательские приемы - инструменты творчества учителя и ученика» вошла в первый научно- педагогический ежегодник «Академический вестник» (2004 г.). Опыт учителя неоднократно обобщался в ВИПКРО и рекомендован учителям математики для использования в обучении. В 1999 году Михаилу Юрьевичу присвоено звание «Золотое достояние города Вязники», его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» ( Москва, 2006 г.). В 2006 году. стал победителем конкурса на грант Президента России, заняв первое место в рейтинге лучших учителей области.

2010 год - участник дискуссионной площадки «Инновационная деятельность учителя» Педагогической ассамблеи России в Санкт-Петербурге . С 1997 года Михаил Юрьевич - постоянный докладчик Международных педагогических чтений, посвященных памяти И. Лернера.

М.Ю. Шуба «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РФ», награжден знаком «За творческий педагогический труд», грамотами «За успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения».

В 1994 году Указом Президента Российской Федерации присвоено звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации».

Талант учителя передается по наследству ученику

…Вязниковец Михаил Шуба возвратился в родной город по распределению после Владимирского пединститута в 1975 году. Сразу же призвали в армию. Послужил год старшим вычислителем артдивизиона дальневосточного пехотного полка, и снова – в Вязники, учителем математики школы № 4. Как он выражается, «это был его период формирования личности».

Михаил Юрьевич в тот жизненный период набора жизненного опыта, так сказать, «набора высоты» не поплыл с самого начала по течению, которое затягивает в привычное и устоявшееся русло, а начал «грести под себя» в самом хорошем смысле этого выражения: он начал искать свой путь в преподавании. «Свой путь» - это не метафора, свой путь идет от естества. От естества собственного характера до естества характеров учеников.

Вымучивать и заставлять – не его жизненный принцип. Его принцип и метод – заинтересовать, как заинтересовала его самого когда-то во Владимирской школе-интернате, где он учился в старших классах, учитель математики Галина Петровна Моцык. Именно она заразила будущего новатора и математикой, и преподаванием.

Да, конечно, чтобы «заразить» нужен не только талант педагога, но и талант ученика. Генетический или приобретенный в раннем детстве, но такой талант необходим. Спрашиваю:

- Михаил Юрьевич, а что делать другим ученикам в классе, у которых нет такого ярко выраженного математического таланта?

- Сейчас у меня этой проблемы нет, поскольку в классы изначально отбираем только ребят и девочек с задатками, но метод, – а раньше я преподавал в обычных классах, - работает в любой аудитории. Это уже сегодня доказано. Только в многоуровневой аудитории больше внимания надо уделить индивидуальному подходу. Что интересно для «продвинутого» в математике ученика может быть совершенно скучно для ребенка склонного к литературе или биологии. Мало того, надо заинтересовать и того ребенка, который сидит часто на задней парте, и которого ни литература, ни все другие науки не интересуют. Он пишет записки и ждет, когда прозвенит звонок. Его надо тоже заинтересовать!

- И это возможно?

- Да! И это не только возможно, но я могу назвать десятки фамилий моих учеников. Обычно ведь говорят о выдающихся моих учениках, как, скажем, известный программист Дмитрий Хмелёв или, допустим, еще один выпускник мехмата МГУ - Анатолий Карпов… Но можно сказать и о тех, кого называют «обычным человеком», которые до сих пор любят и предмет, и саму учебу – что тоже очень важно: ведь они сами родителями уже стали, передают своё видение мира детям… Вот что важно! Однако, что касается «естества» в преподавании: я все-таки – за профильность обучения в старших классах. Начальные классы получают общеобразовательную подготовку, выявляют приоритеты и способности каждого, дети и их родители определяют дальнейший путь… А вот уже дальше надо непременно идти не «повальным» обучением, а профильным согласно естественным задаткам каждого. Такая селекция полезна и ученикам, и учителям, и в жизни отдача потом от профессионалов будет несравнимо большая.

- Вернусь к вопросу о ленивом и бесталанном ученике «с задней парты»… Ему-то что делать?

- Нет бесталанных детей. Этого прогульщика когда-то просто пропустили вниманием. Он может быть художник – кто на стенах росписи-то оставляет, и подчас интересные по форме? А может его к железкам тянет, его на трудах надо увлечь, или часто такие дети спортсмены потенциальные, но сами они не придут в спортзал… На начальном этапе надо разглядеть таланты и помочь им раскрыться. Я уверен, что главное в школьном образовании – создание личности ребенка, а в создании личности, главное – пробудить в нем его творческие способности. Ребенок должен разбудить в себе изобретателя, а сказать точнее – научиться изобретательски мыслить, искать новые подходы в решении не только математических, но вообще всех жизненных задач. Тот, кто генерирует новые и сильные идеи, сам получает великое наслаждение, он людям дает многое и сам всего добивается в жизни.

По сути – это сформулированное годами кредо заслуженного учителя России Михаила Юрьевича Шубы.

Вот что рассказывает о своем первом впечатлении от нового метода и нового математического класса Лев Иванович Аносов – учитель с огромным стажем:

- Помню, сорок учеников во главе с Михаилом Юрьевичем уселись в кружок, и каждый стал представляться, называя имена тех, кто по порядку назвал себя до него: Игорь, Света - Игорь, Андрей – Игорь и т.д. Конечно, десятый уже запутался, - смех, шутки, а Михаил Юрьевич уже исподволь – разминку из математических ребусов… В школе я проработал до того дня 30 лет, но такого не видел. В перемену девушки, юноши не бегут в коридор, а бегут к доске, чертят что-то, доказывают и ничего не видят и не слышат. Каждый – свою версию предлагает, глаза горят… Я до этого думал, что в фильме Гайдая «Приключения Шурика» сценка перед экзаменами придумана. Нет, в школе М.Ю. Шубы такая отрешенность от мирской суеты почти норма. Впечатляет!

По сути, Михаил Юрьевич нащупал в своих поисках главный стержень: в основе обучения должно быть профилирование в старших классах, а основой профилирования – интеллектуальное творчество. Тогда же он закрепил свои новаторские поиски книгой.

А концепция М, Ю. Шубы заключена в названии своего учебного заведения: ШКОЛА ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.

…Причины явлений иногда бывают самыми необычными. Вспомните фильм о войне и эпизод, где генерал орден дает, спросив танкиста:

- Как тебе удалось, сынок, четыре танка подбить?

Тот мнется, но отвечает честно:

- Со страху…

Занятно, но истоки новаторского подхода к преподаванию математики у знаменитого теперь на весь преподавательский мир Михаила Юрьевича Шубы тоже лежат в опасении, что класс может выйти из-под контроля, что сорвется урок. Еще молодым преподавателем, впервые войдя к ученикам, а точнее после первых проведенных уроков, он подумал: а нельзя ли удерживать внимание учеников не окриком, не силой власти, и даже не авторитетом, к чему довольно часто прибегали и прибегают преподаватели, а интересом к предмету.

Конечно, не он первый заговорил и задумался на эту тему, а методики так и вообще об этом на каждом шагу говорят, но методический этот разговор был чисто теоретическим. Он не давал ни практических советов, ни тем более, не приводил конкретных примеров. Молодой педагог Михаил Шуба пришел домой, взял лист бумаги и начертил некую схему, где простой, даже бытовой интерес и польза совмещались. Оставалось найти и придумать такие вопросы на стыке сухой математики и живой логики, которые сделали бы вычисления процессом увлекательным. Найти мало чего тогда удалось, пришлось самому придумывать. Оказалось, что молодой педагог «влез» в неизведанную еще до него область. Назавтра схему попробовал на практике, - получилось!

Он не воскликнул тогда «эврика», а стал размышлять, оттачивая, продолжая и углубляя свой метод. Покопавшись в литературе, обнаружил, что никто до него не занимался этой темой в таком ракурсе. Так учитель стал новатором.

В 1986 году М.Ю. Шуба - учитель математики в школе №1. Позднее именно здесь «поддались на уговоры» Михаила Юрьевича и открыли в 1989 году первый в Вязниках математический класс.

- Я ходил тогда по школам, рассказывал, агитировал переводить детей в этот наш экспериментальный класс. Так, скажем, в шестой школе сразу же без колебаний заинтересовался Дима Хмелёв, надо сказать, что и родители его во всем тогда поддержали. В этом первом профильном классе было 27 человек. Дмитрий отличался пытливым характером даже на фоне одаренных детей с нешаблонным умом. А вообще, не сразу поверили в нас. В 9-ом классе даже пришел инспектор гороно на профильный экзамен по математике. В результате – 15 «пятерок» и 12 «четверок»! Это был успех!

Интересно мнение совершенно «незаинтересованных» учеников и учителей. Когда гуманитарному классу школы №3 во Владимире во время конкурса «Учитель года» Михаил Юрьевич преподнес «сухую» математику, в восторге были не только школьники, но и участники конкурса и жюри, присутствовавшие в классе. Урок был назвал лучшим.

Учение по методу Шубы включает логику и занимательность, Он даже написал диссертацию, сдал необходимые кандидатские экзамены, но потом надо было ехать в Москву поступать в годичную аспирантуру… Область не отпустила. Может быть, сыграло мнение, что кандидаты наук в школу не возвращаются.

…Так получилось по жизни, что рос и развивался Михаил Юрьевич самостоятельно, а его мечтой с самого детства была мечта стать учителем. Он сам по сути дела всего добивался, чтобы осуществить эту мечту, у него потому есть кроме безусловного педагогического таланта еще и бесценные жизненный опыт. Теперь он готовит учеников, которые не плыли бы по течению, а тоже творили свою судьбу, включив свой собственный ум.

Вот слова бывших учеников, сказанные на юбилей педагога:

«Михаил Юрьевич работает по особой технологии, которая направлена на развитие творческих способностей. На его уроках всегда было так интересно, что мы не замечали, как эти уроки пролетали. Оказывается, математика удивительная наука, дающая возможность получать удовольствие. Мы учились у нашего учителя жизни и творчеству. И в том, что мы состоялись как личности, - большая заслуга принадлежит именно Михаилу Юрьевичу Шубе. Мы счастливы, что в нашей судьбе встретился такой наставник и друг, Здоровья и счастья, Вам, любимый Учитель! И долгих лет жизни, ведь мы хотим, чтобы Вы учили и наших детей. Выпускники 1993-2004 годов».

Сказано искренно и точно! А добавить к этим пожеланиям можно лишь пожелание в адрес управления образования: пусть будет больше последователей М.Ю. Шубы, последователей по всем предметам, чтобы не только математики и физики могли входить в жизнь одухотворенными людьми. Пусть каждый ученик однажды найдет своего учителя, такого же неугомонного, такого же внимательного и талантливого, как Заслуженный учитель России Михаил Юрьевич Шуба!

Владимир ЦЫПЛЕВ

Фото автора.
Категория: ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ | Добавил: Рэмович (12.07.2010)
Просмотров: 2272 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Viazniki-Сity.Ru © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz