"Знание редкой старины составляет основу истинного
просвещения и помогает уяснению путей грядущего"
(проф. Покровский)

С.И.Змеев
Город Вязники в старое время

(составлено С.И.Змеевым летом 1929 г. По памяти жителей 65-80 возраста и по печатным материалам)


Содержание
5. Пути и средства сообщения.


а) Шоссейная дорога.

    Шоссе от Москвы до Н.Новгорода через Вязники устроено в 1837г. Работу производили солдаты. До постройки шоссе дорога шла через Барскую (ныне Трудовую) гору и через Ярополь, под'ем был очень крут, шоссе сделаны более пологие с'езды: 1)с горы за монастырем и 2)с горы от воздвиженского кладбища. При устройстве с'езда с горы у монастыря отрезана часть его земли, вследствие чего пришлось переносить часть ограды.

    До устройства шоссе была грунтовая дорога, устроенная аркачеевым, обсаженная с обеих сторон деревьями, местами часть этой дороги еще сохранилась и теперь (по направлению к селу Станкам и в др. местах).

    Длина всего шоссе от Москвы до Нижнего 391 2/3 верста. В то время, когда Моск. Нижег.жел/дор. еще не было, все движение от Москвы до Нижнего и далее было по этому шоссе, поэтому в городе было много постоялых дворов (в 1824-1827г.г. было их 10). Некоторые из них с постройкой жел/дороги закрылись, а часть, для местных крестьян осталась.

    При остановке на постоялых дворах проездом богатых торговцев в старину бывали убийства с целью ограбления. Одно из таких убийств описано Л.Н.Толстым в его рассказе "Бог правду видит, да не скоро скажет", и знающие люди уверяют, что описанное убийство было именно в Вязниках на постоялом дворе бывшем после Казаринова. До проведения шоссе главный "Сибирский Тракт", по словам Михаила Ем. Лбова, шел через Судогду, Муром, минуя Вязники, но проходил Вязниками, через Ярополь, тракт из Москвы на Нижний, в то время постоялые дворы были также в Ярополе, напр., был на тем месте, где теперь дом Василия Ив. Глотова (говорят, что старики при рытье ям на дворе находили в земле человеческие скелеты, полагают, убитых и ограбленных встарь проезжих).

б) Железные дороги.

    Московско-Нижегородская жел/дорога проведена в начале 1860-х годов. Движение открыто в 1862 году. Прошла она от города в 6-ти верстах. Рассказывают, что инженеры просили с местных фабрикантов 10.000 Рублей с тем, чтобы линия прошла у самого города, но фабриканты не могли сговориться между собой, какую долю каждый должен дать, и железную дорогу упустили.

    После, когда пришлось платить большие деньги за подвозку, все спохватились, да было уже поздно. Стали подумывать о под'ездном пути, но тоже ничего подходящего не выходило: мешали овраги и короткость пути.

    Первый проект был ковровского подрядчика Платона Герасимовича Герасимова: провести ветку по улице Муромская дорога и далее по оврагу по направлению к Комзякам.

    Второй проект был инженера Лесникова (по идее С.И.Сенькова): устроить начало ветки или у новоткацкой фабрики Демидова, или у Клязьмы и мимо фабрики Сенькова провести оврагом за бывшим винокуренным заводом Голубева к шоссе, затем продолжением того же оврага за больницей и далее к Комзякам. Ничего из этого проекта не вышло.

    Третий проект составляли уже по инициативе Александра Вас. Демидова с тем, чтобы линию начать у Клязьмы, провести мимо новоткацкой фабрики Демидова, позади деревни Петрино, мимо Ярцевской фабрики на станцию уже Сеньково, а не Вязники, как было в первых двух проектах, от станции Сеньково предполагалось линию продолжить до села Никологор и его округа, где в то время было построено уже много фабрик. Никологорские фабриканты этим проектом были очень заинтересованы, так как в случае постройки жел/дороги их фабрики были бы связаны и с московско-ниж. ж/д. и через Клязьму с Волгой (куда они отправляли много мешков).

    Был еще проект С.И.Мамонтова: проложить железную дорогу от Шуи вдоль бора за р.Клязьмой до Арзамаса с веткой из бора от озера "Кщары" Через город Вязники на станцию Вязники. Мамонтов получил с фабрикантов Демидова и Сенькова деньги на изыскания, но и этот проект не осуществился.

    Наконец, под'ездной путь был устроен уже вторым льноправлением от Ярцевской фабрики имени карла Либкнехта до станции Вязники. Железная дорога начала работать с 11 марта 1926 года.(За ненадобностью разобрана в 2012г. - прим. ред.)

в) Пароходство.

    Первый пароход появился здесь в 1896 году, арендованный Дикушиным Александром Ивановичем (у гражданина Катенина). Название парохода было "Посыльный".

    Потом пущены пароходы Николаева, затем Щербакова; эти пароходы между собой жестоко конкурировали, сбивали друг у друга цены, дошло до того, что пассажиров до Н.Новгорода возили чуть-ли не по 10 коп., потом Щербаков перешел на Волгу, несколько лет спустя появились пароходы Качкова из Мурома. Николаев продал свои пароходы т-ву Балина (фабрика в Юже). Из сметы городской управы на 1913 год видно, что с 1-го Января 1912 года были сданы участки земли под пароходные пристани на 5 лет: торговому дому "М.Е.Николаев с с-ми" за 1180р. в год, Ив.А.Качкову за 900р. в год и Кляземско-Городецкому торговому дому "Ф.И.Носков с с-ми" За 375р. в год. По смете городской управы на 1914 год участки Николаева и Качкова значились уже за т-вом А.А.Балина за те же цены 1180 и 900 рублей.

    Это были пароходы пассажирско-товарные, крупные, кроме них, были буксирные, сравнительно небольшие: Зюзина (Гулимова тож) Дм.Тим.Дер.Ботулина, Маштакова Мих. Никол., Квасова Ивана Ник. (Пароходы Зюзина и Квасова для водки барок с дровами на фабрики), Перцева Ал. Петр.(Мстера), Лабутина Ковров), Ф.И.Носкова (Клязьменский городок).

    До пароходного движения грузы водили в судах бичевой: за судно зацепляли бичевы и отводили последние на берег реки, здесь в них впрягали лошадей, которые идя по берегу и вели судно, иногда вместо лошадей водили люди-"бурлаки", судно, конечно, шло очень медленно. Бывало, только и слышишь с барок крик "ло-ло-ло", которым подгоняли бурлаков. Берег реки и звался бичевником, который отчуждался для общего пользования.

    Был еще способ притягивания судна к якорю: завезут вперед якорь, забросят его в реку с привязанным канатом и затем судно притягивается к канату, навивая его на судне на вращающийся столб "ворот".

    В числе судов были специальные для перевозки хлеба, так называемые "мокшаны" (от реки Мокши, на которой стоит город Моршанск, хлебный рынок). Мокшан - высокое крытое судно, на палубе поперек мокшана ставилась раскрашенная каюта (домик), в коем жил владелец или приказчик судна и груза, на каждом судне были обязательно куры, которые расхаживали, как дома, и подбирали зернышки.

    Каждую весну приводили из Моршанска несколько мокшанов и выставляли в ряд по правому берегу р.Клязьмы, разукрашивая их в праздники флагами и парусами с картинами (богиня плодородия с рогом изобилия и др.). Мокшаны стояли тут все лето.

    С введением пароходства мокшаны постепенно исчезли. Правый берег Клязьмы стал отмываться больше и больше, в числе причин некоторые видят отчасти уничтожение мокшанов, которые предохраняли берег от размыва. С каждым годом Клязьма все приближается к городу. По словам мостовщика, за последние три года Клязьма придвинулась к городу сажен на пять. По старым планам видно, что за длинный ряд лет Клязьма очень намного подошла к городу.

    Мокшаны с хлебом водили крупные торговцы: Понитков, Тараканов, Клюшин-Филиппов, Горбунов, раньше Мыльниковы, Истомахин, Заволские (Холуйский). В первые годы своего существования водило мокшаны с хлебом из Моршанска и Симбирска (теперь Ульяновск) "о-во потребителей при фабриках т-ва в.Ф.Демидова".

    Для хранения хлеба на окраинах города были торговцами построены большие деревянные амбары с крытыми галереями спереди. Амбары были в концах улиц б.Перевозной (транспортная), Солдатской (Рабочая), Песочной (Красноармейская). Все они давно уже сломаны. (В настоящее время Клязьма в этих местах несудоходна - прим. ред.)

г) Конное движение.

    Для раз'ездов по уезду до 1918 года был земский ямской пункт. Содержал его Михаил Емельянович Лбов, живущий в деревне Петрине, лошадей у него было от 18 до 24-Х голов, ездили и парами и тройками. Сам Михаил Емельянович, покойный брат его Федор Емельян. и сын Василий Мих. славились как лихие, ловкие ямщики, знавшие все уголки уезда в совершенстве.

    Были и другие ямщики: Ефстифеевы (из Петрина), Иван Тимофеев (в городе), но лошадей у них было много меньше.

    Биржаков, т.е. легковых извозчиков, в 1870г.г. в Вязниках не было, появились они уже позднее, лет 40 тому назад. Первый извозчик был из Мурома Василий (фамилии не помню). По городской смете на 1891 год был показан доход: "с извозчиков, до 20 чел. по 3р.30К. 66 рублей."

    Несколько лет до 1917 года между городом и Ярцевской фабрикой т-вом Демидова (по инициативе Н.Г.Дуничкина) был введен парный дилижанс для перевозки пассажиров, главным образом Ярцевских рабочих, возили по 5 коп. с человека. Конечно, расход по содержанию дилижанса не оправдывался, убыток т-во принимало на свой счет.

    Грузы для фабрик с жел/дороги и на жел/д. фабрики возили на своих лошадях, для чего при фабриках содержались конные дворы (при Ярцевской фабрике до 40 лошадей и при ткацкой "Свободный Пролетарий" До 25-30 лошадей), были прежде и у Сенькова свои лошади, но первый Сеньков, лет 30 назад заключил договор с Алексеем Вас. Климовым, по которому передал Климову своих рабочих лошадей с экипажами и сбруей за условленную сумму, с тем, чтобы Климов погашал ее своим заработком. Дело пошло хорошо, но Климов несколько лет спустя умер и его конный двор перешел к Андрею Федоровичу Мягкову-Горяеву, который и продолжал это дело, а после его смерти дети.

    Со временем и т-во Демидова, не прекращая своих конных дворов, стало сдавать подвозку Мягкову, возили на станцию и обратно по 1.1/2-2 коп. с пуда в один конец на ткацкую в городе и 2.1/2-3 коп. в Ярцево. Когда зимой шло по жел/дор. мно- го льна, Мягков сгонял из разных деревень по 100 и более крестьянских лошадей.

д) Автомобили.

    Постоянных автомобилей в прежнее время в городе почти не было. Одно время недолго был автомобиль Ивана Евламп. Протасьева, потом у Николая Васильевича Демидова, затем в 1922-1925г.г. два грузовика у второго льноправления. Грузовики здесь не привились, дорога до станции плохая, всю ее изломали, мосты тоже, перевозка обходилась не дешевле, чем на лошадях, потому их и продали.

    В последние 2-3 года комтрест пустил автобус для перевозки пассажиров на станцию жел/дороги и обратно.

е) Почта и телеграф.

    Почта тогда была такая-же, как и теперь, но переводов денежных еще не было, они введены позднее (около 1880 годов). Чтобы переслать куда-либо деньги, их вкладывали в конверт и по адресу, запечатав сургучными печатями, посылали.

    Телеграфа в городе сначала не было, кому надо, посылали телеграммы со ст. ж/д. Вязники. Потом уже телеграф открыли в г.Вязниках, но отдельно от почты. Первый начальник был Михаил Павлович Климов. Через несколько лет оба учреждения (почта и телеграф) соединили в одно.

ж) Телефонное сообщение.

    Впервые телефон введен при фабриках т-ва Демидова: из Вязников в Ярцево в 1887 году и в городе между фабричными строениями в 1890г., потом на фабриках т-ва Сенькова; в 1910 году устроено городское телефонное сообщение фирмой Феттер и Гинкель. В этом же году тоже общество присоединило город Вязники к междугороднему телефонному сообщению (с Москвой и другими городами). О последнем хлопотали особенно Н.А.Сизяков, И.И.Кленов и др.

з) Радио.

    Радио первый раз здесь было устроено военное во время германской войны, на горе за школой Герцена, где теперь рабочий городок. Мачта была высокая, железная (из труб), укрепленная проволочными канатами во все стороны к стойкам в земле. При ней был деревянный сарайчик для двигателя. Потом после революции устроено при почте; затем стали устраивать в домах все желающие. Громкоговоритель первый был устроен в клубе фабрики "Свободный Пролетарий", потом в церабкоопе с трубами на площадь, потом в клубе коминтерн.

Назад   -   Следующая страница